Экология питания. Мониторинг ксеногенной интоксикации

В практической деятельности врача для понимания механизмов возникновения заболеваний, вызванных нарушениями в структуре питания и проведения мер, направленных на предупреждение попадания экотоксикантов в виде ксенобиотиков и пищевых добавок с продуктами питания растительного и животного происхождения.

Требования рабочей программы по изучаемому материалу.

Эндоэкология. Экосистемы во внутренней организации индивудуума, их роль для организма. Прикладное значение эндоэкологии. Аутэкология, ее предмет, содержание, методы. Аутэкологические понятия и законы. (реакции организма, состояние его оптимума, адаптация). Прикладные аспекты аутоэкологии. Экология питания.

экология питания ксеногенный интоксикация

7. План занятия.

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин)

1. Организационный момент

Отметка присутствующих

Мобилизация внимания студентов

1

2. Вводное слово преподавателя

Определение: темы занятия актуальности темы цели занятия

Создание мотивации значимости изучения экологических и медицинских

5

   

аспектов питания

 

3. Контроль исходного уровня.

1. Проведение входного тестового контроля. 2. Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы: 3. Требования предъявляемые к продуктам питания безопасность продуктов питания; органолептические свойства; содержание нутриентов в продуктах питания; энергетическая ценность; витамины в продуктах питания. 4. Ксенобиотики в продуктах питания. Пути поступления и механизмы токсического действия на организм человека. 5. Кумуляция ксенобиотиков в продуктах питания. 6. Меры предотвращения попадания ксенобиотиков в продуктах питания. 7. Генетически модифицированные организмы. Политика в области ГМО в России. 8. Концепция государственной политики в области

Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме. Рефлексия студентов в понимании роли пищевого фактора в лечении и профилактике болезней обмена веществ, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.

10 35

 

здорового питания населения Российской Федерации 7. Подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях. 8. Роль пищевого фактора для сохранения адаптационных способностей человека.

   

4. Педагогический показ

Разбор обучающей ситуационной задачи 1.1 (приложение)

Умение применять теоретические знания при решении задач

5

Педагогический показ. Обучающие задачи.

1.1 Все общие энергетические затраты организма можно определить по количеству тепла, выделившегося организмом во внешнюю среду. Следовательно, освобождающаяся в организме энергия может быть выражена в единицах тепла - калориях, а методы определения количества образовавшиеся энергии в организме калориметрическим. Энергия пищевых веществ эквивалентна теплоте их сгорания. Определить ее можно с помощью калориметрической бомбы. Колориметрическая бомба - это герметический стальной стакан, внутри которого платиновая проволока. В стакан помещают различные вещества (жиры, белки или углеводы), заполняют его кислородом и опускают в сосуд с водой. Через платиновую проволоку, пропускают электрический ток и пищевое вещество сгорает. При этом освобождается тепло, которое нагревает воду, окружающую бомбу. По изменению t воды в калориметре судят и количестве тепла, освобождающего при сгорании 1 г. При сжигании в бомбе жиров и углеводов тепла образуется столько же, сколько при распаде этих веществ в организме. Калорийность пищевого продукта или блюда приведена в таблицах. Энергетическая ценность 1 г. углевода =4,1 ккал.1 г. жира =9,3 ккал.

Что касается белков, то при сжигании в бомбе образуется больше тепла, чем при окислении в организме. В бомбе 1 г. белка = 5,7 ккал., в организме 1 г. = 4,1 ккал. Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов можно рассчитать калорийность пищевого рациона. Например, в калориметрическую бомбу поместили бисквитное пирожное массой 100 гр, при этом выделилось 341,525 ккал. 1. Определите сколько белков содержится в данном продукте, если известно, что в его состав входят 9.3 гр жиров и 55.6 гр углеводов. 2. Какая пищевая ценность данного продукта?

1. Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 9,3 гр жиров. Калориметрический коэффициент для жиров 9,3 1гр жира--------------------------9,3 ккал 9,3 гр жира-----------------------х ккал х=86,49 ккал 2. Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 55,6 гр углеводов. Калориметрический коэффициент для углеводов 4,1 угруглеводов--------------------4.1 ккал 55,6 гр углеводов--------------х ккал х=227,96 ккал 3. Суммируем количество ккал, выделившихся при сжигании жиров и углеводов 86,49+227,96= 314,45 ккал. 4. Общее количество ккал 341,525. 5. Определяем сколько ккал выделиться при сжигании белков 341,25-314,45=26,8 ккал. 6. Калориметрический коэффициент для белков, сжигаемых в бомбе 5,7 26,8/5,7=4,7 гр белка. Ответ: 1. В пирожном массой 100 гр содержится 4,7 гр белка. 2. Пищевая ценность пирожного 4.7 г белка, 9.3 г жиров, 55.6 г углеводов. Такой продукт является не сбалансированным по содержанию белков, жиров и углеводов. 2. Сравните калорийность одинаковых порций жареной свинины, утки, говядины, курицы.

2. Укажите какой продукт наиболее подходит для диетического питания. 3. Выберите какой из продуктов наиболее оптимален по содержанию в нем белка. 1. Известно, что в жареной свинине содержится 20 белков, 24.2 жиров углеводов нет. 2. В жареной утки содержится белков 22,6, жиров 19,5 углеводов нет 3. В жареной говядине белков 28,6 жиров 6.2 углеводов нет. 4. В жареной курице содержаться 26.3 белков 11 - жиров, углеводов нет.

Калориметрические индексы для белков 4,1, для жиров 9,3 1. Калорийность 100 гр свинины Белки 1гр------- - 4,1 ккал 20 гр-------х ккал х=8.2 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 24,2 гр-------х ккал х=225,06 ккал Калорийность свинины 233.26 ккал

2. Калорийность 100 гр утки Белки 1гр--------- - 4,1 ккал 22,6 гр-------х ккал х=92,66 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 19,5 гр----------х ккал х=181,35 3. Калорийность утки 274.01ккал

Калорийность 100 гр говядины Белки 1гр--------- - 4,1 ккал 28,6 гр-------х ккал х=117,26 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 6,2 гр----------х ккал х=57.66 ккал Калорийность говядины 174,92 ккал.

Калорийность 100 курицы Белки 1 гр………….4.1 ккал 26.3гр-------------х ккал х=107,83 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 11 гр----------х ккал х=102,3ккал Калорийность курицы - 210 ккал.

Ответ.1. Самая большая калорийность жареного утиного мяса. Из предложенных блюд наиболее подходит для диетического питания говядина. Мясо говядины является и наиболее оптимальным по содержанию белка.

5. Практическая работа.

Объяснить, используя тестер " Морион", последовательность проведения практической работы по определению: нитратов и нитритов продуктах растениеводства

Формирование навыков и умений в проведении лабораторных исследований по выявлению ксенобиотиков в пищевых продуктах.

5

6. Самостоятельное решение ситуа-

Тренирующие задачи 2.1

Выработка навыков

10

ционных задач

Контролирующие задачи 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5

применять теоретические знания в решении Задач.

 

7. Проверка оформленных на занятии протоколов

Контроль за правильностью решения и оформления задач.

Умение делать теоретические обобщения при решении задач. Документировать результаты работы для дальнейшего использования.

5

8. Контроль конеч-ного уровня знаний

1. Выполнение выходного тестового контроля. 2. Проверка протокола.

Оценка знаний студентов.

10

8. Заключение

Подведение итогов занятия.

Ориентация студентов на самостоятельную домашнюю подготовку.

4

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи

Разработка и обоснование предложений по развитию экологического менеджмента в управляющих компаниях жилищной сферы города
Экологическая политика как целенаправленная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов, минимизации загрязнений и отходов и сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, является не единственным аспектом устойчивого развития, но по пр ...