Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики

Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии и энергосбережения. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис только одними техническими средствами уже невозможно. Человечеству предстоит создать новую культуру - как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. В основе этой новой культуры должно лежать экологическое образование.

Особая роль в формировании «гражданина XXI века» принадлежит школе, так как основы экологического и энергосберегающего образования подрастающего поколения закладываются именно в школе. Закон «Об образовании» ставит перед современной школой задачу всестороннего и гармонического развития личности, которая в условиях глобального экологического кризиса должна обладать систематизированными знаниями об окружающей среде, умениями и навыками природоохранной деятельности и общей экологической культурой.

В связи с отсутствием в базисном учебном плане школы в качестве обязательной учебной дисциплины экологического характера, решение задач экологического образования возможно, если оно будет пронизывать содержание всех традиционных учебных предметов. В реализации школьного экологического образования наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики, поскольку именно физика как наука о природе дает учащимся представление о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связях природных явлений, источниках «физического» загрязнения окружающей среды; формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса; позволяет рассмотреть с учениками пути преодоления конкретных экологических кризисных ситуаций, показать им важность в этом отношении науки и техники.

Эффективность современного школьного курса физики в этом направлении крайне низка. Учителя физики экологическому и энергосберегающему образованию не уделяют практически никакого внимания. Экологический и энергосберегающий материал включается в содержание уроков физики либо фрагментарно, либо вовсе не используется, учителя физики считают его дополнительным, иллюстративным, а значит необязательным и второстепенным.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных экологическому и энергосберегающему образованию, содержание, формы и методы экологического и энергосберегающего образования в процессе обучения физике разработаны недостаточно.

Вышесказанное позволяет выявить следующие противоречия:

)между действующей моделью физического образования и новыми современными требованиями к экологическому и энергосберегающему образованию выпускников основной общеобразовательной школы;

2) между потенциальными возможностями экологической и энергосберегающей подготовки школьников в процессе изучения физики и их недостаточной реализацией в практике основной общеобразовательной школы.

Отсюда возникает проблема исследования: педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная научная разработанность и практическая значимость определили выбор темы исследования «Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики ».

Объект исследования - экологическое образование учащихся при обучении физике.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений школьников в курсе физики общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы возможна в случае, если:

) создана система экологического и энергосберегающего образования на базе курса физики, включающая содержание экологического материала, методы обучения и формы организации учебного процесса;

) содержание экологического и энергосберегающего материала органически связано с курсом физики, учитывает комплексный характер экологических и энергосберегающих знаний и межпредметные связи курса физики с дисциплинами естественнонаучного цикла, ориентировано на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня;

) обучение осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой;

4) обеспечивается самостоятельная деятельность школьников по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению экологической ситуации и решению конкретных экологических проблем. Выявление у учащихся бережного отношения к энергетическим ресурсам;

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

. Проанализировать проблему исследования на основе изучения литературных источников и опыта работы учителей школ.

. Выявить роль и возможности школьного курса физики в раскрытии вопросов экологии и энергосбережения.

. Определить педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы.

. Разработать методические рекомендации по изучению вопросов экологии и энергосбережения в курсе физики.

. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных методических рекомендаций.

. Изучить уровень знаний учащихся по физике и интерес к предмету.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы:

) анализ и обобщение научной, психологической, педагогической, методической, учебной и физической литературы по проблеме исследования;

) изучение и обобщение опыта работы школ по осуществлению экологического и энергетического образования;

) анализ содержания, форм и методов экологического и энергосберегающего образования;

) экспериментальная работа по разработке содержания экологического и энергосберегающего материала и методики его изучения в курсе физики;

) наблюдение, анкетирование и тестирование школьников и учителей физики;

) качественный и количественный анализ результатов эксперимента;

) обсуждение результатов исследований на различных научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах.

    Еще статьи

    Экология Урала
    В мире есть природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого становилось бы неразрешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту, не существует. Воздух нужен для жизни подав ...