Перкин городок

«Я знаю, что

деревьям, а не нам,

Дано величье

совершенной жизни,

На ласковой земле,

сестре звездам,

Мы на чужбине,

а они - в отчизне».

Николай Гумилёв

Новая Россия должна быть не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озерами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни.

Учащиеся нашей школы активно включились в решение задач экологического оздоровления России. Чем мы будем богаче и экологически грамотнее, тем скорее вылечим Россию от тяжелых экологических болезней. Экологические исследования помогут нам научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание. Мониторинг проводится с целью выявления негативных процессов в развитии природного объекта, которые могут привести к катастрофе, с целью принятия своевременных природоохранных мер.

Большую роль в улучшении окружающей среды, сохранении водных и земельных ресурсов играет лес. Но сейчас ухудшается экологическое состояние наших лесов, особенно дубрав.

В России встречается около 19 видов дубов, но наиболее хозяйственное значение имеют только шесть: черешчатый, скальный, пушистый, грузинский, каштановый и монгольский.

В нашей Нижегородской области распространён дуб черешчатый. Этот дуб - очень ценная древесная порода. Когда-то широколиственные леса (дубравы) занимали в Нижегородской области большие территории, но постепенно, в результате многовековой деятельности человека, произошло сильное сокращение площадей, занятых дубравами.

Перевозский район расположен в Юго-восточной зоне Нижегородской области. В прошлом дубравы сплошь покрывали территорию района (7691 га.). Они состояли из дуба, вяза, ясеня, клена остролистного, березы. В подлеске - яблоня, орешник, жимолость, бересклет, черемуха, рябина.

В настоящее время большая часть лесов в Перевозском районе уступила место пашне. Лишь 12,7 % от общей площади района занимают леса и кустарники. И теперь дубравы сохранились отдельными небольшими островками среди распаханных территорий на водоразделах и склонах речных долин, вершинах оврагов и балок. Вот почему дубравам в настоящее время уделяется особое внимание и берутся под охрану государства.

В качестве объекта исследования мы взяли дубовый лес Перкина городка, расположенном по правому берегу р. Пьяна. Он вызывает интерес не только как место произрастания естественного леса, но и с исторической точки зрения (по архивным документам и легендам сторожил). Существуют противоречия в толковании исторических сведений о «Перкине городке».

Цель исследования:

Изучить экологическое состояние дубравы Перкина городка, его историю, влияние антропогенных условий на состояние данной экосистемы.

Задачи:

· Выяснить историю возникновения названия Перкина городока.

· Провести этно-экологические исследования о данном объекте по печатным источникам и опросам сторожил.

· Выявить особенности почвенного строения и установить видовой состав растений.

· Провести химические исследования почв и воздуха в данной экосистеме.

· Составить план практических работ по улучшению состояния дубравы.

Этапы исследовательской работы:

. Выбор цели, формулирование задач.

. Сбор предварительных данных по теме.

. Выбор приёмов и методов работы.

. Составление плана и последовательности работы.

. Выполнение регистрации хода работы или наблюдений.

. Анализ результатов и формулировка выводов.

. Обсуждение результатов исследования и написание отчёта.

. Литературное оформление работы, составление проекта.

. Выводы и предложения для дальнейшего исследования.

Методика исследования

Для выполнения работы использовались разнообразные методики и методы:

. Наблюдение - изучение изменений в экосистеме.

. Измерение - подсчёт, оценка изменений в экосистеме.

. Интервьюирование - исторические сведения из опроса сторожил.

. Опыт - изучение искусственных изменений.

. Диалектический анализ - установление причин и последствий изменений.

. Изучение литературы.

. Проведение практических работ по улучшению состояния экосистемы.

Полевые исследования проводились детально-маршрутным методом. На обследуемой территории предварительно намечали маршрут, по возможности полно охватывающий имеющееся разнообразие местообитаний. При этом использовались плановые материалы лесоустройства и топографические карты. На маршрутах отмечали типы растительных сообществ, их флористический состав, принадлежность к сукцессионной стадии, степень антропогенной нарушенности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики
Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии и энергосбережения. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис только одними техническими ср ...