Зарубежный опыт переработки отходов

В Германии к раздельному сбору мусора люди привыкли, однако проблемы остаются: то фирмы начинают требовать, чтобы потребитель мыл стаканчики от йогурта перед тем как отнести их в мусорный контейнер, то изготовители тары отказываются платить пошлину за лицензию на право переработки. Технические службы и «ведомства чистоты» есть во всех городах федеративной республики. «Мусорные» вопросы регулируется на федеральном уровне, конкретные же меры разрабатывают муниципалитеты, которые могут при этом пользоваться услугами частных фирм. Условия определяет городской совет: объявляет конкурс для желающих получить заказ на уборку города, затем выбирает самый оптимальный вариант.

На улицах Женевы установлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, стекло при этом сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое (на контейнерах имеются соответствующие надписи). Для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ устанавливают специальные небольшие ящики. Подсчитано: 80% проданных в стране батареек вновь поступает в оборот. Женевцы собирают и бытовой алюминий. Инициативная группа «Не растрачивай алюминий» печатает и распространяет листовки, призывающие граждан подключаться к акции.

В Швеции семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. В многоквартирных домах сбор мусора происходит следующим образом: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относят на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого - для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминисцентных ламп. Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В некоторых населенных пунктах имеются специальные «газетосборники». Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, и за них выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета для соответственно прозрачного и зеленого стекла. В некоторых странах для организации селективного сбора муниципалитеты используют систему доставки отходов домашними хозяйствами до точек сбора, особенно для таких видов отходов, которые не собираются муниципалитетами в контейнеры расположенные около домов. Примером могут служить перерабатывающие станции, организованные компаниями по управлению отходами в Швеции. На эти станции граждане могут сами доставить свои отходы и разделить их на 15-20 фракций: от опасных, до подлежащих переработке повторному использованию.

С середины 80-х годов в условиях роста масштабов и темпов развития экономики и потребительской активности в Японии произошло резкое увеличение объемов отходов до 450 млн. тонн ежегодно. Разработанная в этот период Концепция Министерства внешней торговли и промышленности «Организация для отходов» способствовала началу реализации двух программ. С 1992 года в стране действует закон «О стимулировании использования вторичного сырья». Вторая программа - закон «О стимулировании сортировки при сборе и повторном использовании тары и упаковочных материалов» вступил в действие в апреле 1997 года. Цель нормативного акта - способствовать эффективному использованию отходов за счет разграничения сфер ответственности. Потребители выбрасывают отсортированный мусор, местные власти организуют сортировку при его сборе, а на предпринимателей ложится обязанность повторного использования тары и упаковочных материалов. На рубеже тысячелетий в странах СНГ предпринимаются определенные шаги по организации селективного сбора отходов.

Проект «Чистота города - наша забота» стартовал в столице Азербайджана в 2002 году. Его реализация - результат совместных усилий Экологического сектора Форума НПО Азербайджана, Объединения «За Устойчивое Развитие». Технологии проекта были разработаны Центром Изучения экологических проблем при финансовой поддержке посольств Великобритании и Норвегии. В реализации проекта также участвовали представители Экологического инновационного Центра, Организации охраны и восстановления природы «Хейаджан» и Центра гражданских инициатив. Основная цель проекта - изучение состояния сбора и утилизации, объемов образования (ТБО) в мегаполисе Баку, определение перспектив предварительной сепарации, непосредственно в момент образования, а также предотвращение загрязнение атмосферного воздуха и почвы опасными токсичными веществами, образующими при сжигании в особенности полимерных отходов. Как показал проведенный анализ, увеличение объемов полимерных отходов и отсутствие вторичной переработки бумаги и текстильных отходов привело к тому, что более 50 % ТБО образуют пластик, бумага и текстильные отходы. Наиболее опасные вещества образуются при сжигании полимерных отходов. В результате продолжавшейся на протяжении полугода исследовательской работы были получены следующие результаты: -жители города Баку морально готовы использовать полиэтиленовые мешки для мусора; -существующая система и технология сбора и вывоза мусора не соответствует современным требованиям и вызывает недовольство большей части населения; -жители имеют недостаточную информацию о санитарно-гигиенических требованиях и принципах безопасности необходимых при сборе и транспортировке ТБО; -существующие мусорные помещения и площадки для мусора не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, не подвергаются санитарной обработки и представляют серьезную угрозу здоровью населения; -наличие открытых общих контейнеров для мусора, не своевременный вывоз и накопление большого количества мусора, при наличии большого количества ветряных дней, приводит к сильному загрязнению (замусоренности) всей дворовой территории; -при соответствующей пропаганде и наличии возможности сброса мусора по категориям (наличие различных контейнеров и мусорных мешков), основная масса жителей готова самостоятельно сепарировать и сбрасывать мусор по категориям. К числу безусловных достижений по итогам реализации проекта «Чистота города - наша забота» можно отнести следующее: -созданы технические решения экологически безопасной утилизации полимерных отходов; -разработана и апробирована технология утилизации основных полимерных отходов, основанная на собственных технологических и технических решениях специалистов НПО, участвующих в работе; -изучена современная структура и объемы ТБО города Баку, получены предварительные результаты по определению общего объема и процентного соотношения разных категорий отходов в ТБО; -изучены условия и технологии используемые муниципальными структурами при вывозе и утилизации ТБО, установлена их несоответствие современным требованиям; -изучены санитарно-гигиенические условия сложившиеся на локальных мусорных площадках, установлена реальная опасность для здоровья людей, нарушение санитарно-гигиенических требований; -выявлена возможность предварительной сепарации ТБО жителями при соответствующей образовательно-воспитательной работе и созданию соответствующих условий; -проведена экологически безопасная утилизация 1870 кг полимерных отходов с получением 1340 кг вторичного полимерного сырья; -предотвращено загрязнение атмосферного воздуха и почвы города Баку (более чем 400 кг) опасными токсичными отходами, в том числе диоксинами.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Анализ проблемы продления механизмов Киотского протокола после окончания первого периода обязательств
Срок действия первого периода обязательств Киотского протокола истекает в конце 2012 года. При разработке Киотского протокола предполагалось, что 2008-2012 гг. являются лишь первым периодом его обязательств, после которого последует второй. Однако, быстрое развитие си ...