Защита ОПС от радиоактивных загрязнений

Наряду с этим применяют методы и средства, реализуемые при защите атмосферы и гидросферы от материальных загрязнений (см. выше подразделы 5.1 и 5.2), но с учетом особенностей, вытекающих из Основных санитарных правил работы с РВ и другими источниками ИИ (ОСП-72/87).

Принципы обеспечения РБ населения

В нормальных условиях эксплуатации источников ИИ РБ обеспечивается реализацией: 1) принципа нормирования, т.е. непревышение допустимых пределов (см. табл. 5.7) индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ИИ; 2) принципа обоснования, т.е. запрещение всех видов деятельности по использованию источников ИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к ЕРФ облучением [12]; 3) принципа оптимизации, т.е. поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ИИ. Поэтому РБ в РФ осуществляется: а) проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера, вытекающего из ФЗ "О радиационной безопасности населения" (1995 г.); б) осуществлением госорганами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, нормативов в области РБ (в частности, НРБ-96); в) информированием населения о радиационной обстановки и мерах по обеспечению РБ; г) обучением населения в области РБ.

В НРБ-96 приведены основные способы по ограничению обличения населения различными источниками ИИ. Так, облучение населения техногенными источниками ИИ при нормальной их эксплуатации ограничивается путем обеспечения сохранности источников ИИ» контроля технологических процессов и ограничения выброса (сброса) РВ в ОС, другими мероприятиями на стадии проектирования, эксплуатации и прекращения использования этих источников. Ограничение облучения населения природными источниками ИИ достигается путем строгого соблюдения нормативов: 1) по изотопам радона и торена в воздухе помещений как при проектировании новых, так и эксплуатации зданий жилищного и общественного назначения: 2) по радиоактивности в строительных материалах с щебень, гравий, песок и т.п.) и побочных продуктах промышленности (золы, шлаки и пр.), а также в питьевой воде, фосфорных удобрениях и мелиорантах. Ограничение медицинского облучения населения достигается использованием принципов обоснования по показаниям радиологических медпроцедур и оптимизации мер защиты,

Меры по ограничению облучения населения в условиях РА состоят: 1) в начальной стадии аварии, когда облучение может превысить основные ДП (см. табл. 5.7),- восстановление контроля над источником ИИ и принятие мер по сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц из населения, РЗ ОС, экономических и социальных потерь, вызванных РЗ; 2) при аварии или обнаружении РЗ - ограничение последующего облучения путем применения защитных мероприятий, применяемых к ОС и/или к человеку. Они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством. Последнее, как правило, влечет за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное (в том числе и психологическое) воздействие на здоровье населения и экологический ущерб. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами: 1) предполагаемое вмешательство (мероприятие по ликвидации последствий РЗ) должно принести обществу и прежде облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость (принцип обоснования вмешательства); 2) форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы ИИ (т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством) была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Однако, если предполагаемая (прогнозируемая) доза облучения достигает за двое суток уровней, при превышении которых возможны клинически определяемые эффекты, срочное вмешательство (меры защиты) безусловно необходимо. Такими уровнями (ДП) являются: для всего тела - 1 Гр: легких ~ 6; щитовидной железы - 5; кожи - 3; гонад и хрусталика глаза - 2 Гр.

На момент планируемого вмешательства органы Госкомсанэпидемнадзора РФ устанавливают дозы и мощности доз облучения, уровни РЗ применительно к конкретному РОО с учетом вероятных типов РЗ, сценариев их развития и складывающейся радиационной обстановки. При РЗ с РЗ территории разрабатывается вариант(ы) принятия решений (вмешательств), руководствуясь пп. 8,4 .8,6 и приложением П5 НРБ-96 [12]. Он оформляется в виде обязательного плана мероприятий по защите работников (персонала) РОО и населения от РИ и ее последствий. Этот план согласуется с органами местного самоуправления и госорганами исполнительной власти субъекта РФ, а также с Госатомнадзором РФ и его органами на местах (в Тверской области - с Верхневолжской инспекцией по ядерной и радиационной безопасности). На РОО организуются аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, а их облучение не должно превышать более чем в 10 раз среднегодового значения ДЭФ для лиц из персонала (группа А). При этом оно допускается один раз за период их жизни при добровольном согласии работников, предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для их здоровья.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Экологические проблемы Аргентины
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас г ...