Отдельные сведения подобного рода можно найти в сохранившихся памятниках древнеегипетской, китайской, индийской, тибетской и персидской культур. В рукописных книгах Вавилонии, например, есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В древнейших китайских хрониках с IV-II веков до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений. В древнеиндийских сказаниях «Махабхарата», относимых к VI - II веками до н. э., имеются сведения о повадках и образе жизни примерно 50 животных, есть упоминание об изменениях численности и суточной жизни некоторых из них. В священной книге древних иранцев «Зендавеста» (VII-VI вв. до н. э.) как наставление советуется «беречь полезных животных, охранять огонь, храмы и воду, заботиться, чтобы не осквернялась земля нечистыми веществами, а тщательно бы обрабатывалась».
Много разных животных упоминается в Библии (I в. н. э.): крот, змея, лев, серна, шакал, олень, летучая мышь, горлица и др. Там же называется более 150 видов растений. Сведения о растениях часто сопровождаются краткими биологическими характеристиками: колючее, ядовитое, горькое, пахучее, луковичное, быстро усыхающее, дающее своей скоро разрастающейся листвой большую тень, раскидистое, срубленное дерево (дуб) продолжает жизнь молодой порослью и др. Например, в притче о плевеле и пшенице четко прослеживается хорошее знание не только ядовитости семян плевела, но и то, что это растение развивает большую корневую систему. Вырастая среди пшеницы,корни плевела переплетаются с ее корнями так, что вырывая его трудно не вырвать и саму пшеницу. Вот почему в притче говорится: «Оставьте расти вместе и то и другое до жатвы, а во время жатвы соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу».
В одном из текстов Библии приводится яркое фенологически достоверное описание прихода весны: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей. Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние».
Многие сведения о растениях и животных упоминаются в Библии в явно прикладном смысле или иносказательно (в притчах, откровениях и др.) для выражения определенных качеств у людей, отождествляя их по аналогии с какими-либо свойствами растений, животных и окружающей природы. Многое переплетается с фантастикой, но часть сведений поражает большой точностью.
Высказывания о связях организмов со средой и их зависимости от окружающих условий имеются в трудах античных философов. О них в этом плане писали Эмпедокл (V в. до н. э.), Аристотель (IV в. до н.э.) и Теофраст (Ш в. до н.э.).
Великие географические открытия, обогатившие мир сведениями о новых растениях и животных из диковинных заморских стран, способствовали развитию экологии путем конкретного, натуралистического изучения окружающего мира. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. И хотя в суждениях о природе господствуют метафизические представления, все же в трудах многих естествоиспытателей можно найти явные свидетельства развития экологических знаний. Они выражаются в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Много сведений экологического характера можно найти в этот период в трудах известных ботаников: А. Цезальпина (1519-1603), Ж. Турнефора (1656-1708), Джона Рея (1623-1705) и многих других. В трудах К. Геснера (1516-1565) и У. Альдрованди (1522-1605) содержатся сведения о животных.
Экология Урала
В мире есть природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но
нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого
становилось бы неразрешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту,
не существует.
Воздух нужен для жизни подав ...