Текущая ситуация в топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь

Все прекрасно знают об объявленном в средствах массовой информации повышении цен на природный газ (в размере 80 долларов США за тысячу куб. метров), поставляемый ОАО «Газпром». Вопрос цен на природный газ - один из вопросов переговоров как на уровне хозяйствующих субъектов, таких как ОАО «Белтрансгаз» и ОАО «Газпром», так и на правительственном уровне. Однако, если спрогнозировать вариант повышения цен на природный газ поставляемый ОАО «Газпром» до уровня коммерческих, то это действие приведет к росту стоимости покупки газа более чем на 25 процентов при условии, что цена газа, поставляемого независимыми поставщиками (ООО «НГК «Итера», ЗАО «Транс Нафта»), сохранится на уровне августа-декабря 2003 г., т.е. 46,65 доллара США за тысячу куб. метров.

Исходя из общей суммы отрицательного эффекта, который объективно не может быть покрыт за счет внутренних источников газоснабжающих организаций, развитие событий в 2004 году приведет к удорожанию газа для промышленных потребителей на 22 процента до уровня 68,85 доллара США за тысячу куб. метров при действующих условиях работы газоснабжающих организаций. При увеличении цены на газ соответственно увеличиваются тарифы на электрическую и тепловую энергию по регулируемой группе соответственно на 16,6 и 24,5 процента.

Полная и своевременная оплата потребителей республики энергоресурсов - это не только расчеты за импортируемые извне ресурсы, но и инвестиционная деятельность, направляемая на развитие и модернизацию топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего энергоснабжение республики. Рост оплаты энергоресурсов привел к росту объема инвестиций в основной капитал топливно-энергетического комплекса с 189 млн. долларов США в 2000 году до ожидаемых 264,1 млн. долларов США в 2003 году и позволяет прогнозировать инвестиции на 2004 год в 298,2 млн. долларов. За счет этих средств в 2003 году проведена реконструкция энергоблока ст. № 3 Лукомльской ГРЭС с повышением его экономических и технических показателей и начата реконструкция энергоблока № 7, введены в эксплуатацию новые турбоагрегаты на Полоцкой ТЭЦ и Бобруйской ТЭЦ-1, в ближайшее время будет введен в работу турбоагрегат на Пинской ТЭЦ, заканчивается модернизация энергоблока Березовской ГРЭС с выполнением надстройки котлов двумя газотурбинными установками мощностью 25 МВт каждая, производства НПП «Зоря - Машпроект» (Украина) с увеличением не только его электрической мощности на 30 процентов, но и экономичности, которая приведет к снижению удельного расхода топлива на отпущенную от модернизированного блока с 365 г/кВт ч до 305-307 г/кВт ч, т.е. более чем на 15 процентов, переведя его из разряда низкоэкономичного оборудования - в высокоэффективный разряд парогазового цикла (для Республики Беларусь - это будет второй пример применения парогазового цикла на энергетических объектах). Принято решение и начато строительство Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт. Начаты работы по реконструкции первой очереди Минской ТЭЦ-3. В настоящее время проводятся работы по обоснованию инвестиций и выбору площадок для строительства электрических станций на угле - в качестве примера можно привести строительство Брестской ТЭЦ с использованием в качестве топлива польских углей, в чем проявили свой интерес ряд польских фирм, готовых дополнительно со своей стороны инвестировать данный проект.

Необходимо отметить, что наличие большего количества инвестиционных проектов позволяют говорить о возможности привлечения иностранных инвестиций.

В республике проведена работа и разработан перспективный топливно-энергетический баланс на период до 2020 года, с учетом которого в настоящее время по поручению Президента Республики Беларусь идет корректировка (уточнение) Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на период до 2020 года. Идет рассмотрение вопроса реструктуризации структуры управления электроэнергетической отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи

Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды
Проблема надежной охраны окружающей среды, рационального и максимального использования природных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди глобальных проблем. Транспортный комплекс, в частности в России, включающий в себя автомобильный, морской, внутренни ...