Текущая ситуация в топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь

августа 2003 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1053, предусматривающее введение с 1 августа 2003 года повышающего коэффициента на 23 процента к тарифам на электрическую энергию при несоблюдении организациями доведенных нормативов использования не денежной формы прекращения обязательств. В настоящее время утверждена Инструкция, определяющая порядок применения повышающего коэффициента. Применение данный коэффициент должно стать инструментом экономического давления на организации для стимулирования расчетов в денежной форме, а также компенсации убытков энергоснабжающих организаций при товарообменных операциях.

Для организации своевременной и полной оплаты потребленных энергоресурсов также большое значение играет тарифная политика топливно-энергетического комплекса. В последние время она была направлена на полный уход от перекрестного субсидирования для снижения затрат предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. Однако это не значит, что за счет топливно-энергетического комплекса республики, возможно компенсировать (минимизировать) последствия повышения цен на импортируемые энергоресурсы. В связи с этим в июне месяце Правительством Республики Беларусь было принято решение о поэтапном увеличении действующих тарифов на электрическую и тепловую энергию в следующих размерах:

на электроэнергию для потребителей реального сектора экономики: имеющих льготный уровень тарифов - на 0,2 цента/кВт ч; для остальных потребителей - на 0,1 цента/кВт ч;

на тепловую энергию для потребителей реального сектора экономики: для групп потребителей, имеющих льготный уровень тарифов - на 2,5 доллара США; для остальных потребителей - на 1,8 доллара США до уровня среднегодовой себестоимости единицы полезноотпущенной Гкал с учетом налогов и неналоговых платежей;

на тепловую энергию, отпускаемую жилищно-эксплуатационным организациям для нужд населения, на 31% до уровня среднегодовой себестоимости одной полезноотпущенной Гкал.

Данные решения были реализованы посредством принятия соответствующих постановлений Министерства экономики Республики Беларусь об увеличении тарифов на тепло для нужд населения с 25 июня и 1 июля 2003 года и на электрическую и тепловую энергию для реального сектора экономики с 15 июля 2003 года.

Реализация данных решений позволила энергосистеме сформировать реальный источник в сумме 61 млн. долларов США для погашения задолженности за природный газ, а также кредитов, взятых на эти цели.В связи с принятием постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.06.2003 г. № 49-э/4 о повышении тарифа на транзит газа для независимых поставщиков на 20 процентов с 1 августа 2003 г. увеличилась цена на природный газ, поставляемый независимыми поставщиками газа ООО «НГК «Итера» на 3,93 доллара США/тыс. куб. метров и ЗАО «Транс Нафта» на 4,00 доллара США за тысячу куб. метров или на 9,4 процента.

Учитывая, что данное удорожание покупки газа не могло в полной мере быть компенсировано за счет ОАО «Белтрансгаз» Министерство энергетики обратилось в Правительство Республики Беларусь и Комитет государственного контроля с предложениями об увеличении цен на природный газ и тарифов на электрическую энергию. Инициативы Министерства энергетики в части увеличения тарифов на природный газ были поддержаны Правительством и Комитетом и представлены на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, который дал согласие на увеличение цен на природный газ для промышленных потребителей на 6 процентов с 1 сентября 2003 г. при этом для компенсации была снижена наценка ОАО «Белтрансгаза».

В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении тарифов на электрическую энергию для регулируемой группы потребителей на 3,6 процента (без изменения тарифов для Новополоцкого БВК, Речицкого опытно-гидролизного завода, ОАО «Белшина», спортивных баз, производственных нужд сельскохозяйственных потребителей, больничных учреждений, лифтов и населения) для компенсации затрат энергетиков на повышение цен на природный газ.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Порядок определения ущерба лесным ресурсам
Одной из глобальных экологических проблем современности является сведение лесов и исчезновение редких животных и растений. Когда-то леса покрывали 75% территории суши Земли. В настоящее время - менее 30%. Скорость сведения лесов за последние 10-20 лет увеличилась на 9 ...