Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

В науке существует целый ряд определений экологической культуры. С нашей точки зрения, экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во Вселенной, отношения человека к миру. При этом, необходимо иметь в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще обратную связь, а не только отношение его самого к миру, к живой природе. В этом плане, экологическая культура общества должна стать важнейшим фактором разрешения большинства экологических проблем современности. Представляется, что механизм формирования экологической культуры молодежи может включать следующие взаимосвязанные этапы:

осознание необходимости изменений, диагностику существующей экологической культуры молодежи, создание сценария изменений, включающих комплекс педагогических мероприятий;

формирование новых инновационных целей;

децентрализацию системы ноосферного образования;

внедрение эффективной внутренней коммуникации и сбалансированной системы мотивации и контроля, обеспечение оптимальных условий для повышения качества общего образования молодежи.

На каждом этапе разрабатываются артефакты, которые отображают происходящие изменения. Параллельно вышеупомянутым мероприятиям производится мониторинг изменений и оценка их эффективности. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков. Представляется что в учебные школьные программы должны входить науки, которые способствовали бы формированию у детей на доступном уровне современной научной картины мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире [4]. Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы - это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственные отношения к окружающей среде, экологическая культура говорит о том, что экологическое образование по своей сути, имея сложный комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов средней и высшей школы.

Основываясь на отмеченных положениях, представляется возможность сделать вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды. Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе - на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения молодежи окружающей среде. Важнейшими из них являются: 1) непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.); 2) производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.); 3) общение с родителями, общий уклад жизни в семье; 4) негативные, жестокие поступки людей к живой природе; 5) собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными; 6) изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; 7) чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Таким образом, высокий уровень экологической культуры молодежи является одним из факторов разрешения многих глобальных проблем современности в целом и особенно группы экологических глобальных проблем.

глобальный экологический кризис человечество

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи

Иркутский угольный бассейн
Иркутский угольной бассейн крупнейшее месторождения мира, расположен в южной части Иркутской области России, и является одним из наиболее значимых в экономическом отношении регионов России. Ведущая роль здесь принадлежит промышленному комплексу по добыче и переработке ...