Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

Человечество вступило в XXI век. Век, когда хищническое отношение к природе поставило перед ним целый ряд проблем, которые не в состоянии решить отдельные страны или континенты, а решить их можно только общими усилиями, усилиями всего мирового сообщества. Поэтому эти проблемы получили название глобальных.

На рубеже 60 - х и 70-х годов XX в., появляется новое направление в науке - глобалистика, как наука о глобальных проблемах человечества, рассматриваемых в связи с идеей пределов развития [5]. В основу представлений большинства ученых о перспективах глобального развития человечества легли доклады Римского клуба, инициировавшего системные исследования глобальных проблем. В докладах Римского клуба «Пределы роста», «За пределами роста» и в теоретических трудах его создателей предмет глобалистики определяется как совокупность проблем, угрожающих существованию человечества и требующих разрешения, а также как компонент процесса универсальной эволюции. В настоящее время возникают новые направления в глобалистике - социальная глобалистика [7], экологическая философия и другие, а также увеличивается количество исследований, посвященных глобальным проблемам, и, как следствие, интерпретации этих проблем. Однако общим местом практически всех публикаций, в которых рассматриваются перспективы развития мировой цивилизации, стало признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный в основном техногенной деятельностью развитых стран. При этом с нашей точки зрения еще недостаточно внимания уделяется проблеме исследования мирового системного кризиса цивилизации и глобальной социальной революции рубежа XX - XXI в., когда в классификации глобальных проблем произошли радикальные изменения. После Второй мировой войны большинство ученых на первое место ставили проблемы предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, сегодня же, на первое место выходит группа экологических проблем, проблем борьбы с международным терроризмом, энергетические проблемы, проблемы народонаселения, обеспечения населения продуктами питания, миграции и других. При этом нельзя умолять роль исследования и тех проблем, которые были раньше в центре внимания ученых. Их опасность не исчезла и она по-прежнему существует, видоизменяется. Разброс мнений наблюдается лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать без радикальной перестройки хозяйственной деятельности всего человечества.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур, например Евросоюза, ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решению глобальных и региональных проблем.

Важнейшим фактором разрешения многих глобальных экологических проблем является экологическая культура - сравнительно новая категория, актуальность которой резко обострилась в связи, с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине бездумной хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что негативно влияет на здоровье и на качество жизни населения. Можно сказать прямо: в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание, несмотря на то, что население Земли уже превысило 7 миллиардов человек. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры», выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут бить тревогу, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической. Но, к большому сожалению, проблема экологической культуры еще мало изучена. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры, был знаменитый мыслитель и исследователь В. И. Вернадский [3]; он впервые обосновал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира, а также можно назвать Моисеева Н. Н. [6], Мальтуса, Б. Коммонера и других. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры и ее формирование у молодежи.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Влияние солей тяжелых металлов на некоторых пресноводных гидробионтов
Еще более полувека назад, когда масштабы промышленного производства отличались от современных, В.И. Вернадский обратил внимание на человеческое общество, как на мощную «геологическую силу» планеты [Вернадский, 1989]. В настоящий момент, стремительно нарастающая геохим ...