Охарактеризуйте единую государственную систему экологического мониторинга

В России организационной формой экологического мониторинга является Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе Госкомэкологии России в соответствии со специальным постановлением Правительства, закрепившим на тот момент распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти (специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и других сферах экологического управления). В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации формирование ЕГСЭМ играет важную роль, являясь основой информационного обеспечения управленческих решений в экологической сфере (рис. 2).

Рис.2. Единая государственная система экологического мониторинга в России

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

ü Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

ü мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды;

ü мониторинг биотического компонента окружающей природной среды;

ü социально-гигиенический мониторинг;

ü обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

В рамках ЕГСЭМ в настоящее время решаются следующие задачи:

· разработка программ наблюдения за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах;

· организация наблюдений и проведения измерений показателей объектов экологического мониторинга;

· обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;

· сбор и обработка данных наблюдений;

· организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России в целом и отдельных ее районах;

· гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;

· оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение окружающей природной среды;

· организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природе ущерба;

· обеспечение доступности интегрированной экологической информации, широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;

· информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и экологической безопасностью;

· разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

Основные подсистемы и их функции

Распределение функций между центральными органами федеральной исполнительной власти осуществляется в соответствии с нормативными документами, периодически уточняемыми в положениях об этих органах (рис.3).

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Правовое регулирование использования и охраны животного мира
С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономиче ...