Плата за природные ресурсы, сущность, стимулирующая функция

Базовые нормативы определяются определяются по каждому виду загрязнителя ввиду вредного воздействия (шум, электромагнитные излучения) с учётом степениих опасности для окружающей среды и здоровья населения. Базовые нормативы представлены в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных лимитов или временно согласованных выбросов. Дифференцированные нормативы исчисляются МПР России на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатическое, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей. Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органом охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия. Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта даётся в постановлении Правительства РФ. При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причём с учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленности центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах, - в 2 раза. Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счёт прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды. Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов МПР России, а остальные 90% - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления. Очень важно отметить, следующие два обстоятельства. Во-первых, постановлением Правительства Российская Федерация так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпидемнадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта. В систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных ресурсов.

Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов нельзя осуществлять со штрафными платежами за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

Разработка предложений по развитию экологического менеджмента в управляющих компаниях жилищной сферы крупного города (на примере ООО Жилкомсервис №3 Центрального района)
Экологическая политика как целенаправленная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов, минимизации загрязнений и отходов и сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, является не единственным аспектом устойчивого развития, но по пр ...