Складское хозяйство и транспорт

Для производства слитков в литейный цех поступают следующие основные материалы: первичный алюминий различных сортов, легирующие добавки - магний, катодная медь, силумин, марганец, цинк и др.; отходы со стороны, отходы собственного производства, флюсы. Все эти материалы должны храниться в закрытом отапливаемом помещении.

В современных цехах суточный объем производства достигает сотен и даже тысяч тонн, поэтому организация складского хозяйства и механизация погрузочно-разгрузочных и транспортных операций заслуживает самого пристального внимания.

В отдельных случаях, при расположении литейных цехов вблизи производства первичного алюминия, следует использовать в шихте жидкий алюминий из электролизеров с транспортировкой его в специальных ковшах-металловозах. Плоские слитки алюминия и малолегированных сплавов должны отливаться на заводах первичного алюминия, это упрощает транспортные операции, снижает безвозвратные потери, а также энергетические и трудовые затраты.

Легирующие добавки, количество которых не превышает 5% от расхода первичного алюминия, хранят в специальных закромах.

Отходы со стороны, как правило, должны поступать в подготовленном состоянии в виде пакетов, брикетов или слитков, снабженные паспортами, где указывается химический состав и данные пиротехнического контроля. Однако в практике отходы часто поступают россыпью. В этом случае подготовку их к плавке - пиротехнический контроль, пакетирование, сушку - приходится проводить непосредственно в литейном цехе.

Шихтовые материалы загружают в пламенные плавильные печи в крупных литейных цехах при помощи мульдозавалочных машин различной конструкции и грузоподъемности. Существуют машины напольные - рельсовые и безрельсовые, а также крановые. Наиболее маневренные - напольные безрельсовые машины, однако они отличаются малой грузоподъемностью (около 0,5- 0,7 т).

Напольные рельсовые и крановые машины могут оперировать мульдой весом до 3 т. Крановые машины, кроме того, имеют двух-крюковой подъемный механизм грузоподъемностью 15/3 т, позволяющий транспортировать по цеху ковши с жидким металлом, что очень важно при осуществлении дуплекс-процесса. Обычно одна машина обслуживает от 3 до 5 печей. Вопрос механизации загрузки шихты в индукционные печи до настоящего времени не решен, для этой цели следует разработать специальные вибрационные лотки или раскрывающиеся короба.

Слитки извлекают из приямков литейных машин и транспортируют их по цеху к местам дальнейшей обработки обычно при помощи мостовых кранов с применением клещевых захватов для плоских слитков. Этот способ хотя и обеспечивает достаточно быстрый подъем слитков, но, с точки зрения техники безопасности, имеет ряд недостатков, поэтому в настоящее время разработаны конструкции литейных машин, позволяющие обеспечивать подъем и выкладку слитков при обратном ходе за счет применения шарнирного поддона и, горизонтальных напольных роликов.

Значительные затруднения возникают при сборе, транспортировке и складировании отходов, образующихся в обрабатывающих цехах и подлежащих переработке в литейном цехе. Отходы должны собираться и храниться строго по сплавам или по группам сплавов. На современном крупном заводе отходы образуются в различных пунктах, при этом они имеют самую разнообразную конфигурацию - бракованные слитки, рулоны, листы, пресс-остатки, концы профилей и труб, стружку и т. д. Большая часть отходов может вовлекаться в шихту непосредственно; другая же часть требует предварительной подготовки (резка, пакетирование, сушка, переплав). На ряде предприятий отходы непосредственно в местах их образования собираются в мульды, применяемые в литейных цехах для загрузки печей.

Однако этот способ, хотя и позволяет сократить работу по перегрузке отходов, имеет ряд существенных недостатков. Отходы отдельных сплавов, не имеющих широкого применения, приходится хранить в течение длительного времени, число мест образования отходов велико, емкость мульд ограничена. Все это приводит к необходимости иметь в обороте очень большое количество мульд. В местах массового образования отходов или там, где образуются крупногабаритные отходы, например на линии стана горячей прокатки, требуется частая смена мульд. Хранение мульд на складе шихты требует значительных дополнительных площадей, так как по условиям техники безопасности их можно устанавливать не более чем в 2 ряда по высоте. Учитывая все эти обстоятельства, представляется более правильным организовать сбор отходов в унифицированные короба большой емкости и малого носа. Особенно удобна загрузка таких коробов в печи со съемным сводом. Заготовки транспортируются из литейного цеха в обрабатывающие наиболее удачно в тех случаях, когда они расположены в непосредственной близости. Здесь могут быть использованы средства непрерывного транспорта - рольганги, транспортеры, подвесные конвейеры или в простейшем случае рельсовые тележки. Однако в практике такие условия встречаются редко, так как, если на заводе имеется несколько обрабатывающих цехов, очень трудно скомпоновать генеральный план так, чтобы обеспечить одинаково удобные условия доставки заготовок во все цеха. Особенно трудно это осуществить при расширении заводов. Поэтому приходится широко использовать такие средства безрельсового транспорта, как автомобили, тягачи, автопогрузчики, автокары и электрокары. При проектировании следует стремиться к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для перевозки наиболее массового груза - плоских слитков из литейного цеха в прокатный. С этой целью оба эти цеха размещают в одном блоке или соединяют между собой транспортным коридором либо тоннелем.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Положительный международный опыт в решении экологических проблем
В ХХ веке произошли самые неожиданные и значительные для человечества изменения в окружающей среде. Новые технологии позволили создать средства наблюдения, при помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующих о быстрых и негативных изменениях ...