Конструктивные усовершенствования двигателей

Второе направление совершенствования системы зажигания - обеспечение стабильной мощной искры на свече. Это привело к появлению систем зажигания с увеличенным временем разряда или подачей серии искр. Применение транзисторных систем зажигания, обеспечивающих мощный разряд, позволяет снизить содержание CnHm в отработавших газах до 10% с одновременным повышением надежности системы.

Как уже отмечалось, отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания являются не единственным источником загрязнения атмосферы CnHm. Около 35% CnHm попадают в атмосферу с картерными газами и при испарении топлива из карбюратора и топливного бака.

Самым распространенным способом предотвращения попадания в атмосферу CnHm с картерными газами является использование замкнутой системы вентиляции картера.

Отработавшие газы (CnHm), попавшие в картер двигателя внутреннего сгорания, очищаются в маслоотделителе от капелек масла, поступают в воздушный фильтр, а затем в карбюратор, и сгорают в цилиндре. При замкнутой системе вентиляции картера выброс уменьшается на 10-50%.

Для уменьшения испарения топлива на автомобили устанавливается система улавливания паров бензина. Такие системы монтируются на автомобилях ВАЗ, предназначенных для экспорта в Северную Америку. Система улавливания паров бензина работает следующим образом: при неработающем двигателе внутреннего сгорания в случае достижения определенного давления паров в топливном баке они через трехпозиционный клапан поступают в адсорбер, представляющий собой емкость с активированным углем.

В адсорбере пары топлива накапливаются. При работающем двигателе внутреннего сгорания через адсорбер просасывается воздух, который уносит накопившиеся пары топлива во впускную систему двигателя. При работающем двигателе магистраль, связывающая топливный бак и адсорбер, перекрыта.

У автомобиля, оборудованного системой улавливания паров бензина, количество CnHm, попадающего в атмосферу при испарении топлива, уменьшается в 5 раз.

Состав отработавших газов в наибольшей степени определяется техническим состоянием двигателя внутреннего сгорания. На двигатели внутреннего сгорания приходится 84% неисправностей, влияющих на выброс токсичных веществ. Очевидно, что старые автомобили в эксплуатации имеют значительно более высокую токсичность отработавших газов, чем новые. Это объясняется изменением в результате эксплуатации технического состояния и регулировок систем питания и зажигания, газораспределительного механизма, износом цилиндропоршневой группы, отложением нагара на стенках камеры сгорания, увеличением потерь в трансмиссии и сил сопротивления движению.

Поддержание технического состояния автомобиля в период его эксплуатации позволяет значительно уменьшить загрязнение атмосферы продуктами неполного сгорания топлива (в среднем на 30-40% для одного автомобиля). В итоге цифра получается очень значительная, поскольку основную часть парка составляют автомобили со средними и большими пробегами.

Токсичность двигателя с искровым зажиганием можно существенно уменьшить путем совершенствования конструкции и формы камеры сгорания, впускной и выпускной систем двигателя, введения оптимальных регулировок состава смеси и угла опережения зажигания, применения непосредственного впрыска топлива, организации послойного смесеобразования, перепуска отработавших газов во впускную систему, впрыска воды, поддержания двигателя в должном техническом состоянии, рациональной его эксплуатации.

На выделение токсичных веществ двигателем с искровым зажиганием большое влияние оказывает состав смеси и угол опережения зажигания. Подбирая оптимальные в отношении токсичности регулировки указанных параметров, можно значительно уменьшить выделение токсичных веществ. Это в равной мере относится и карбюраторным, и к дизельным двигателям.

Наибольшее количество токсичных веществ двигатель выделяет при ускорении и замедлении автомобиля, а также на режиме холостого хода. Поэтому в первую очередь указанные выше параметры регулируются на этих режимах. Оптимальные регулировки двигателя являются эффективным средством для уменьшения токсичности двигателей (по продуктам неполного сгорания).

Признанным методом уменьшения выделения оксидов азота с отработавшими газами является перепуск части газов во впускную систему двигателя. Концентрация NOx в отработавших газах двигателя зависит от максимальной температуры и наличия свободного кислорода в продуктах сгорания.

Уменьшение выделения NOx с помощью рециркуляции части отработавших газов объясняется понижением максимальной температуры процесса сгорания из-за уменьшения количества топлива, поступающего в цилиндр при рециркуляции, и большей теплоемкости продуктов сгорания по сравнению с теплоемкостью воздуха.

Введение системы рециркуляции несколько ухудшает динамические качества автомобиля. При работе двигателя на этилированном бензине в системе рециркуляции и камере сгорания образуются отложения, которые содержат в основном свинец. Это приводит к нарушению ее нормальной работы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Загрязнения каскада Днепровских водохранилищ
Для оценки природных вод существуют определенные показатели, главными среди которых являются гигиенические ПДК(предельно допустимые концентрации). Их соблюдение обеспечивает хорошее состояние здоровья населения. Они также являются критериями оценки эффективности меропр ...