Влияние технического состояния двигателя и режима работы автомобиля на токсичность отработавших газов

По мере увеличения пробега автомобиля происходит изменение регулировочных параметров систем питания и зажигания. Так, изменение регулировки карбюратора на режиме холостого хода двигателя происходит при пробеге автомобиля в пределах 8-9 тыс. км. При этом экономичность ухудшается на 1,6%, а токсичность отработавших газов увеличивается в 2-4 раза.

Резкое открывание дроссельной заслонки на режиме разгона вызывает значительное обеднение горючей смеси, нарушающее устойчивую работу двигателя, пропуски в зажигании и как следствие - повышение токсичности отработавших газов.

На величину выброса токсичных веществ наибольшее влияние оказывают система холостого хода и главная дозирующая система карбюратора.

При нормальной регулировке карбюратора на постоянных режимах работы двигателя количество СО незначительно и при коэффициенте избытка воздуха а=1 составляет 0,4%. При полном открытии дросселя (а = 0,8) количество СО резко возрастает и максимуму мощности соответствует примерно 6% содержания СО.

Изменение угла опережения зажигания в определенных пределах не влияет на содержание СО в отработавших газах. Однако при позднем зажигании смеси ухудшается процесс ее сгорания и увеличивается количество СО и СН в отработавших газах.

В дизельном двигателе поздний впрыск топлива ухудшает индикаторные показатели. Уменьшение угла опережения начала впрыска вследствие снижения максимальной температуры цикла значительно уменьшает количество NОХ. Количество СО не зависит от угла начала впрыска и равно 0,06%.

Увеличение гидравлического сопротивления воздухоочистителя на 30-40% повышает токсичность отработавших газов на 15-20%, а нарушение зазоров в газораспределительном механизме увеличивает содержание СН до 50%.

Систематическая проверка системы холостого хода позволяет уменьшить содержание СО с 7 до 2%.

Увеличение содержания токсичных веществ в отработавших газах карбюраторных двигателей вызывается следующими основными причинами:

изменением технического состояния карбюратора (засорением главного и вспомогательного жиклеров; неисправностью устройства, регулирующего уровень топлива в поплавковой камере; неправильной регулировкой карбюратора);

неисправностями в системе зажигания, вызывающими неправильную установку зажигания и ослабление искры (подгоранием контактов прерывателя, нарушением изоляции проводов, замыканием обмоток катушки высокого напряжения и др.);

износными явлениями, нарушением регулировок в газораспределительном механизме, отложением нагара в цилиндрах двигателя карбюраторного двигателя и скорости движения автомобиля.

К неисправностям дизельных двигателей, вызывающим повышенное содержание токсичных веществ в отработавших газах, следует отнести: засорение сопловых отверстий форсунок; заедание иглы форсунки; износ прецизионных пар, негерметичность топливоподающей аппаратуры и неправильная ее регулировка.

Поэтому при проведении технического обслуживания особое внимание необходимо уделять контрольным и регулировочным работам по системам питания, зажигания и газораспределительному механизму двигателя.

Засорение воздушного фильтра при замкнутой системе вентиляции картера ведет к нарушению регулировки карбюратора (переобогащению смеси). В этом случае подвергаются проверке главный топливный жиклер и воздушные жиклеры.

Содержание СО в отработавших газах существенно зависит от износа цилиндропоршневой группы и от скорости движения автомобиля. У изношенного двигателя количество СО увеличивается более чем в 3 раза по сравнению с отрегулированным и неизношенным двигателем.

Загрязнение деталей двигателя отложениями, образовавшимися в процессе эксплуатации, увеличивает выброс токсичных веществ. Ухудшение подвижности поршневых колец в канавках поршней вызывает потерю компрессии, при этом в картер уносится до 35% СН.

Периодическая промывка системы, смазка промывочными маслами снижает выброс СО в среднем на 27%, а выброс органических аэрозолей в среднем на 45%.

Работа автомобиля характеризуется частой сменой скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя. Установлено, что удельная токсичность отработавших газов с увеличением нагрузки на двигатель уменьшается, достигая для карбюраторных двигателей минимальной величины при 80%-ной нагрузке. Для дизельных двигателей этот минимум приходится на 60-70%-ную нагрузку.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Анализ проблемы продления механизмов Киотского протокола после окончания первого периода обязательств
Срок действия первого периода обязательств Киотского протокола истекает в конце 2012 года. При разработке Киотского протокола предполагалось, что 2008-2012 гг. являются лишь первым периодом его обязательств, после которого последует второй. Однако, быстрое развитие си ...