Управление охраной природы в РФ

Государственное управление природоохранной деятельностью в РФ осуществляют ее высшие органы власти: Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) с одной стороны (через Комитет по экологии) и Правительство РФ с другой (через Государственный комитет РФ по охране окружающей среды или сокращенно Госкомэкология РФ). Они руководствуются принципами:

плановости, единства человека и природы, комплексного подхода, учета местных условий, разграничения контрольно-надзорных и хозяйственно-организационных функций, госучета и ста-тистической отчетности. Такой же принцип управления действует в субъектах РФ (республиках, краях и областях). Его ведут соответствующие представительные органы власти с одной стороны (через комиссии по экологии), а с другой - соответствующие администрации, губернаторы (через комитеты ОП).

ФС РФ осуществляет законотворческие и контрольно-надзорные функции по ОП, а также рассматривает и утверждает государственную экологическую программу и контролирует ход ее выполнения. При ФС РФ создан Высший экологический совет (ВЭС) России, Он является консультативным и экспертным органом парламента. В ВЭС входят экологи, геофизики, экономисты, юристы и психологи. Его целью является всемерная помощь парламенту, так как экологическая обстановка в стране сейчас очень тяжелая, Это принципиально, новая форма взаимодействия законодателей и ученых. Нижестоящие законодательные собрания субъектов РФ решают идентичные функции, но для своих курируемых территорий.

Правительство РФ через Госкомэкологию и Министерство ресурсов разрабатывает и обеспечивает практические мероприятия (базирующиеся в основном на экономических методах управления) по ООС, рациональному использованию и воспроизводству ПР, а также ведет контроль, госучет и статотчетность, планирование и осуществление международного сотрудничества по ОП. Госкомэкология РФ (центральный аппарат 421 единица и 7525 единиц в территориальных органах) осуществляет государственную политику в сфере ООС, обеспечение ЭБ и сохранения биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также ведет государственный экологический контроль. ГЭЭ и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями. находящимися в его ведении. Она проводит работу через республиканские, краевые и областные (а в Москве и Санкт-Петербурге - через городские) комитеты ОП, которые подчиняются республиканским правительствам или главам администраций краев и областей.

Тверской обком ООС организует работу 36 райкомов (в том числе и горкома г. Твери) ОП (муниципальные органы ООС), 5 штатных инспекций (по охране вод, атмосферы, земельных ресурсов, животного и растительного мира, государственной экологической экспертизы) и 12 специализированных лабораторий.

Большую помощь государственным и муниципальным органам по ООС в РФ оказывают общественные экологические движения, К ним относятся: Всероссийское общество ОП (наиболее массовая организация), молодежные движения дружин по ОП (в основном при университетах), экологический Союз, общественный комитет спасения Волги. Всероссийское общество охотников и рыболовов и др. Для их вовлечения в конструктивную работу при Госкомэкологии РФ создан общественный Совет из числа ученых, общественных и государственных деятелей, руководителей предприятий для глубокого анализа крупных проблем по ООС и выработке рекомендаций по их решению. Аналогичные советы созданы и при республиканских, краевых и областных комитетах ООС. Так, при Тверском обкоме ООС он состоит из 37 чел.

В последние годы в РФ появились и сторонники международной экологической организации "Гринпис", которая является в настоящее время наиболее активной и целеустремленной общественной организацией мира по защите природы планеты.

Общественность в нашей стране неоднократно предупреждала грубейшие экологические ошибки (например, затопление Западно-Сибирской низменности и поворот северных рек на юг), используя радио, телевидение и средства массовой информации. В настоящее время она включена в качестве одной из решающих сторон в разработку проектов новых и реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих технических объектов, введение новых и совершенствование действующих технологий. Без согласия общественности такие проекты не реализуются, особенно в том случае, когда они ведут к изменению привычных условий жизни и традиционных форм занятости населения, или же к возможности его переселения в другие районы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Экологическая оценка состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенной нагрузки при строительстве и эксплуатации объекта повышенной опасности
Актуальность работы. Антропогенная деятельность человека оценивается с помощью методов производственных процессов. Например, строительство, землепользование, утилизация отходов являются опасными объектами. Для их реализации необходима процедура ОВОС с последующим прох ...