Оценка механизма торговли квотами

Механизм торговли квотами на выброс парниковых газов регулируется статьей 17 Киотского протокола. Его суть состоит в том, что если сторона Приложения 1 обладает неиспользованной квотой, то она может продать часть этой национальной квоты (единицы установленного количества (ЕУК) другой стороне этого Приложения. В торговле квотами на выброс парниковых газов могут также участвовать отдельные компании.

Механизм торговли квотами позволяет странам использовать более эффективные с экономической точки зрения способы сокращения выбросов или поглощения парниковых газов независимо от того, в какой стране существуют такие возможности, что в итоге приведет к снижению общих затрат на уменьшение выбросов.

Для того, чтобы избежать чрезмерных продаж разрешений на выбросы, которые могли бы поставить под угрозу выполнение собственных обязательств страны, каждая страна Приложения 1 обязана постоянно поддерживать минимальный запас разрешений на выбросы, называемый резервом периода обязательств. Величина резерва рассчитывается как меньшее из двух значений: 1) 90% от установленного количества (общего количества ЕУК) данной страны или 2) 100% от годового объема выбросов согласно последней инвентаризации (кадастру) выбросов, умноженного на 5 (число лет в периоде обязательств). Если в результате перерасчета оказывается, что требуемая величина резерва периода обязательств превышает общее количество углеродных единиц, находящихся в распоряжении страны, последняя должна довести резерв до необходимого уровня в течение 30 дней. ЕСВ, верифицированные Комитетом по надзору, действующим на основании Статьи 6 Киотского протокола, могут свободно передаваться между странами независимо от величины резерва периода обязательств. [3]

В странах Приложения 1 торговля разрешениями или квотами на выбросы может осуществляться юридическими лицами, на которые распространяется регулирование выбросов парниковых газов. Для этого страна должна создать национальные или региональные системы, которые позволили бы этому механизму работать. Торговля между организациями использует единицы Киотского протокола и поэтому должна отражаться в соответствующей отчетности. Также на любую передачу единиц между организациями, относящимися к разным странам, в рамках национальной или региональной торговой системы распространяются правила Киотского протокола.

Основным элементом политики Евросоюза по снижению выбросов парниковых газов является Европейская система торговли выбросами. Это первая в мире международная система торговли квотами на выбросы двуокиси углерода. Основной целью Европейской системы торговли выбросами является обеспечение странами-членами ЕС соблюдения обязательств с минимальными издержками. Эта система охватывает около 15 тысяч крупных предприятий, зарегистрированных в странах ЕС, включая производителей тепла и энергии, нефтеперерабатывающие предприятия, металлургические и целлюлозно-бумажные комбинаты, на долю которых приходится почти половина выбросов CO2 в Европе.

Национальные системы торговли квотами существуют в США, Канаде, Австралии, Японии и других странах. В США уже успешно начала работу региональная инициатива (RGGI). Она объединяет 9 штатов северо-востока страны. Цель системы - сократить с 2009 до 2019 г. выбросы СО2 от электростанций на 10%, используя схему квотирования и торговли.

КНР намерена запустить национальную систему торговли квотами на выбросы углекислого газа (CO2) и других парниковых газов в 2011-2015 годы. Как развивающаяся страна, по правилам Рамочной конвенции ООН по изменению климата Китай не несет юридических обязательств сокращать выбросы парниковых газов, однако страна объявила о добровольном снижении выбросов на единицу ВВП к 2020 году на 40-45% от уровней 2005 года. [24]

В России первый конкурс проектов по сокращению выбросов начал Сбербанк, в начале весны 2010 года собравший 44 заявки от 35 компаний общим объемом 77,5 миллиона тонн CO2-эквивалента. [25]

Первые сделки по межгосударственной торговле квотами, как и первые ПСО появилась только в конце 2008 и 2009 г.

Существуют еще Целевые экологические инвестиции. В их основе лежит совмещение СО и торговли квотами. Формально сделки заключаются между странами Приложения 1 РКИК ООН по статье 17, но использование средств связано с определенными проектами и мерами по снижению выбросов, как это делается по СО. В итоге бюрократические формальности, характерные для СО сводятся к минимуму, а страны могут заключать сделки на двусторонней основе и определять, что должно входить в проектное и программное наполнение сделки в стране-продавце.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для котельной
Данный проект разработан на основе ряда директивных документов В число основных нормативно-методических материалов, определяющих методы и порядок по разработке проекта нормативов ПДВ включены следующие документы: . Положение о нормативах выбросов вредных (загряз ...